Психологическая помощь

Практикующий психоаналитик в Киеве
Рухницкий Олег Николаевич

Термины и определения

Абсанс
(фр. absence - отсутствие) — Кратковременное помрачение или выключение сознания с последующей амнезией (утрачивание памяти о пережитом в этом состоянии).
Альтруистическая капитуляция
"красивый проигрыш" во имя "общечеловеческих" (альтруистических) ценностей. Альтруистическая капитуляция должна быть всегда плотно сопряжена с рационализацией или интеллектуализацией.
Антипсихиатрия
Движение антипсихиатрии - оформилось в середине XX века. Предпосылками этого движения послужили работы невропатолога Зигмунда Фрейда и психиатра Карла Юнга, иллюстрирующие сложность и многогранность психической жизни человека, несводимую к синапсо-дендроидной системе мозговых функций; а также парадигма психиатра и философа Карла Ясперса о "непроходимой пустыне" между физическими и психическими областями.
Архетип
основополагающий термин аналитической психологии К. Юнга. В литературе этому термину соответствует то, что именуется образом фантазии. Архетип - это не психическое отображение внешнего объекта, архетип только косвенно связан с восприятием внешнего объекта, он покоится на бессознательной деятельности фантазии и имеет психологический характер фантастических представлений. На примитивной ступени, т.е. в душевном укладе первобытного человека (или ребенка), внутренние образы легко переносятся в пространство, как видение, в этом содержится основа верований примитивного человека в сверхъестественных существ, на основе чего и родились народные сказки и мифы (и в этом суть наивной веры детей в эти сказки).
Аффект
(от лат. affectus – душевное волнение, страсть) - эмоциональное состояние, характеризующееся болезненным возбуждением чувств, включением воли, вместе с тем сильным ослаблением ясности мышления и его влияния и отличающееся от страсти меньшей длительностью, меньшей душевной глубиной; аффект и страсть часто стоят в таком же отношении, как действие и причина.
Воспитание
Может сложиться впечатление, что воспитание ребенка - это, прежде всего, научение и обучение его чему-то новому. Конечно, научение и обучение занимает значительное место в процессе воспитания, но, прежде всего, в особенности на первых годах жизни, воспитание содержит в себе весьма значительную долю запретов, к которым приучают ребенка, что вызывает у него неудовольствие. Это связано, прежде всего, с тем, что культура человеческого общества и нормы социума не имеют генетического наследования. Для того чтобы человек стал человеком, ему приходится отказываться от весьма значительной своей животной части, именно которая и наследуется генетически. Поэтому при воспитании ребенка родителям приходится налагать множество запретов, которые, по сути, и обеспечивают необходимую базу для научения и обучения или защищают ребенка от физического вреда, которому он может сам себя подвергнуть. Запреты и ограничения приходится вводить с момента, когда ребенок начинает ползать.
Вытеснение (репрессия)
можно определить как забывание. Когда в психоанализе говорят о вытеснении, имеют в виду не "просто" забывание, а забывание неприемлемых для сознания содержаний (репрезентаций) - это, чаще всего, несовместимые с моральными принципами желания или травматичные переживания. Такие желания или воспоминания забываются для того, чтобы избавиться от осознанного страдания. Однако, забытые желания или воспоминания не исчезают в никуда. Продолжает "сам по себе" существовать также и отщепленный от них подавленный аффект (нереализованное желание, непережитая травма). Чем сильнее подавленный аффект - тем больше психической энергии требуется для удержания в бессознательном связанной с ним репрезентации, тем выше вероятность, что она проникнет обратно в сознание в видоизмененной форме в качестве симптома. Именно такое забывание, когда от забытого содержания отщепляется связанный с ним аффект - следует называть вытеснением.
Героин (диацетилморфин)
химическое соединение на основе морфина. Измененное химическое строение морфина обеспечивает большую липидорастворимость, что позволяет более легко преодолевать гематоэнцефалический барьер. Достигнув мозга, героин превращается в морфин. Таким образом героин оказывается лишь удобной "оболочкой" для транспортировки морфина в мозг. В результате этого эффективность героина оказывается в 4 раза выше морфина.
Госпитализм
Именно вследствие отсутствия заботы матери или лица ее замещающего имеет место сильное отставание психического развития у детей, выросших в домах малютки. Такое отставание в развитии, не связанное с функциональными особенностями мозга, получило в психологии название госпитализм.
Гуманистической психотерапии
Клиентцентрированная психотерапия Карла Роджерса и гештальт-терапия Фрица (Фредерика) Перлза, возникли в противовес психоанализу. Клиентцентрированная терапия Роджерса, по сути, - это психоанализ без психоанализа. Бывший историк Роджерс убрал все из психоанализа, что показалось ему излишним углублением, оставив только активное слушание, которое назвал "эмпатическим слушанием".
Дикий психоанализ
"О диком психоанализе" — так называется статья Фрейда, где он рассказывает историю, как от незадачливого "психоаналитика", после его неумелых попыток проводить лечение тогда новым и уже модным психоаналитическим методом, сбежала пациентка. Которая позднее пришла к Фрейду с просьбой разуверить ее, что то, что пытался делать тот молодой человек, не может быть его методом.
После публикации Фрейдом этой статьи "дикими психоаналитиками" стали называть врачей, а позднее и психологов, пытающихся проводить психоанализ, не имея на то соответствующей подготовки.
Сегодня в Украине, также как и в Германии 100 лет назад, дикие психоаналитики представляют существенную проблему, не только нанося вред своим пациентам, но и дискредитируя психоаналитический метод.
Ид (Оно, Id, Es)
Одна из трех составляющих психики человека (Эго, Супер-Эго и Ид), модель которой была предложена Фрейдом в 1923г. (работа Я и Оно) при пересмотре собственной теории психического аппарата. Понятие Ид охватывает психические репрезентации (сознательные и бессознательные представления) инстинктивных влечений и некоторых, но не всех, содержаний системы бессознательного. (Понятие бессознательного уже было рассмотрено Фрейдом в предшествующей модели функционирования психики, называемой динамической или топографической. Надо подчеркнуть, что многие функции Эго и большинство функций Супер-Эго также бессознательны.)
В широком смысле слова Ид включает в себя все желания, порождаемые восприятием и воспоминаниями об удовлетворении основных физиологических потребностей.
Идеаторный
мыслительный, отражающий представления, фантазии, намерения (то, что "приходит" в голову).
Идентификация
Это один из самых важных психологических механизмов, обеспечивающих нашу адаптацию в обществе. По своей сути он не является собственно защитным механизмом психики, а представляет из себя необходимый развитийный механизм психики. Идентифицироваться - значит, становится таким же, как кто-то, кто для тебя важен. В своем нормальном развитии мальчик идентифицируется с папой, старшим братом, а девочка - с мамой, старшей сестрой. В дальнейшем подросток идентифицируется с любимыми героями фильмов, с преподавателями, руководителями кружков и секций. Входя в молодежную субкультуру, подросток идентифицируется с лидерами этой субкультуры.
Идентификация с агрессором (стокгольмский синдром)
В 1973 году в Стокгольме в банке были захвачены заложники. В результате долгого нахождения жертв в руках бандитов (6 дней), жертвы стали оказывать им помощь, способствовали сопротивлению властям, а после освобождения, бывшие жертвы на суде выгораживали людей, державших их в заложниках, а в последствие две женщины даже обручились со своими насильниками. Введение термина стокгольмский синдром приписывается английскому криминалисту Нильсу Биджероту (Nils Bejerot), который ввел его во время анализа этой ситуации. Однако он был не первым, кто описал эту психологическую защиту.
Извращения (перверзии или перверcии)
Конечно такие детские влечения как рассматривание, слушание, нюханье, сосание, дефекация, которые могут казаться отклонениями с точки зрения взрослых, не являются перверзиями в точном смысле этого слова, потому что они являются, всего лишь, удовлетворениями. Только если произошла фиксация на этих способах удовлетворения, и они замещают генитальные стремления во взрослом возрасте - их следует квалифицировать как извращения, потому что за ними стоит не любовь, а боль и страх.
Изоляция
То же что и вытеснение, с той значительной разницей, что психическое содержание (репрезентация) не вытесняется в область бессознательного (т.е. не забывается), а остается в сознательном или предсознательном (его легко вспомнить). В остальном - следствия те же, как и при вытеснении.
Истерия конверсионная
Один из трех неврозов, выделенных Фрейдом в особую группу, названную неврозами переноса. Описание конверсионной истерии дошло до нас из древних веков, первое упоминание встречается в кахунском папирусе (1900г. до Р.Х.), где и было выдвинуто убеждение в локализации болезни, давшее ей название. Слово "истерия" происходит от греческого histera, матка, и врачи еще очень долго придерживались мнения, что причиной возникновения этой болезни являются некие нарушения функции матки. Из приписываемой истерии причины следовал неминуемый вывод, что страдать ей могут исключительно женщины. Этого мнения врачи придерживались до конца XIX столетия, вплоть до изучения этого заболевания Шарко.
Истерия страха (фобический синдром)
Один из трех неврозов, выделенных Фрейдом в особую группу, названную неврозами переноса. Истерия страха проявляется в виде фобий, боязни перед определенными животными, явлениями или ситуациями. В быту наиболее известны агорафобия (боязнь открытых пространств) и клаустрофобия (боязнь закрытых пространств), хотя, возможно, самой распространенной можно считать энтомофобию (боязнь насекомых). Существует невероятное множество описанных избирательных фобий. Те или иные избирательные страхи существуют у многих людей, среди них типичными являются страх перед змеями (офидиофобия), мышами (музофобия), боязнь темноты (никтофобия).
Компромиссное образование
Результаты психического конфликта - комплексно детерминированный душевный феномен. Фрейд ввел этот термин для описания невротических симптомов очень рано. Начав развивать и использовать психоаналитический метод, он вскоре обнаружил, что обсессивные, истерические и фобические симптомы являются компромиссными образованиями между детскими сексуальными желаниями, моральными запретами на удовлетворение желания и попытками тем или иным способом избавиться от него. Наши текущие воззрения на компромиссное образование несомненно базируется на ранней фрейдовской формулировке. Каждое компромиссное образование состоит из инстинктивного импульса, тревоги, депрессивного аффекта, защиты и проявлений Супер-Эго.
Либидо
(от лат. libido) влечение, желание, страсть, стремление. Понятие либидо введено врачом Морицом Бенедиктом в статье “Электротерапия” в 1868 году. До Зигмунда Фрейда в медицине и психологии термином либидо обозначали просто сознательное стремление к сексуальному поведению, такого же определения придерживаются и современные психиатры.
Маслоу Абрахам Харальд
(1908 - 1970) - один из основателей гуманистической психологии. Наибольшую известность Маслоу принесла его иерархическая модель мотиваций (пирамида потребностей). В последние годы жизни Маслоу занимался созданием новой психологии - психологии бытия самоактуализирующейся личности, которая является, по Маслоу, идеалом развития любого человека.
Морфин (морфий)
Опиат, получаемый из опийного мака (в основном из патоки). В отличие от других опиатов, содержащихся в маке, морфин наиболее легко преодолевает гематоэнцефалический барьер (физиологический механизм, регулирующий обмен веществ между кровью, спинномозговой жидкостью и мозгом, защищает центральную нервную систему от проникновения чужеродных веществ, попадающих в кровь, или продуктов нарушенного обмена веществ).
Невроз навязчивости (обсессивно-компульсивный невроз)
Один из трех неврозов, выделенных Фрейдом в особую группу, названную неврозами переноса. Современное название невроза навязчивости - обсессивно-компульсивный невроз (обсессия - навязчивость, компульсия - принуждение). Обсессивно-компульсивный невроз проявляется в навязчивых действиях, мыслях или фантазиях. Обсессивно-компульсивные проявления в той или иной степени свойственны любому человеку, например, очень многие люди имеют привычку дважды проверять газ, утюг и другие электроприборы при выходе из дома. Но если беспокойство по поводу невыключенного утюга часто возникает, когда человек уже вышел из подъезда, что принуждает его вернуться для перепроверки, можно смело утверждать о наличии обсессивно-компульсивных проявлений или психастенических чертах характера.
Опийный мак
(papaver somniferum) - Красивый, цвета крови, цветок, растущий в жарком сухом климате. Цветоложе - маковая коробочка, которая остается после того, как опадут все лепестки, - содержит сироп - белую патоку, которая является основным сырьем для приготовления наркотических веществ. Когда патока высыхает, она превращается в коричневую массу, которую называют опием-сырцом.
Отрицание
Достаточно известная психологическая защита, потому что она используется практически всеми людьми, страдающими алкоголизмом. Когда уже вполне спившийся человек защищается от нападок родственников, утверждая, что пьет он только по праздникам, и немного, и вообще может бросить, как только захочет. Что он алкоголик - очевидно всем, кроме него самого, потому что защиты бессознательны и давление со стороны родственников на его сознательность вызывает только агрессию с его стороны и новые запои.
Пансексуализм в психоанализе.
Такая онтология Фрейда, когда движителем всего живого является только сексуальность, получила критическое наименование пансексуализма. На то есть ряд культуральных и личных причин самого Фрейда, которые, конечно переплетены. Не нужно забывать, что Фрейд жил в, так называемую, Викторианскую эпоху, когда секс являлся табуированным. По общепринятой морали того времени «требовалось воздержание до брака от обоих полов».
Пирамида (иерархия) потребностей по Маслоу
Пирамида (иерархия) потребностей по Маслоу
Позитивный и негативный эдипов комплекс
Эдипово влечение, направленное на родителя противоположного пола. Соответственно, негативным (отрицательным) эдиповым комплексом называется предпочтение родителя того же пола. Периодическая смена половых предпочтений у ребенка в процессе нормального прохождения эдипальной стадии развития связана, прежде всего, с периодическим разочарованием то в одном, то в другом родителе, который оказывается отвергающим и фрустрирующим в эдиповых стремлениях ребенка. Но он таким, в норме, и является, в связи с запретом на инцест.
Превращение в противоположное (энантиодромия)
Энантиодромия (превращение в противоположное) часто имеет негативный характер, когда мы говорим: "От любви до ненависти - один шаг". Ведь бессознательному не важно, какую модальность имеет аффект - главное чтобы он был выражен. Если мы не можем реализовать свою любовь - можно реализовать ненависть. Таковы законы бессознательного.
Превращение пассивности в активность и наоборот
Самыми яркими примерами превращения пассивности в активность являются два случая: когда сын деспотичного отца отыгрывается на своих собственных детях; и когда униженный призывник, на втором году службы став "дедушкой", издевается над "молодыми". В данном случае, имеет место частный случай превращение пассивности в активность - идентификации с агрессором. Но можно привести и более позитивный пример, который приводит сам Бреннер, про старшего брата в большой семье, которому запрещали присутствовать на родах его матери (пассивность), которых было множество, и на которых ему очень хотелось присутствовать, в результате чего он стал акушером (активность).
Прегенитальный
Период от момента рождения до эдипальной стадии (примерно до трех лет). Термин прегенитальный, т.е. "догенитальный", означает, что в этом периоде развития интерес ребенка сосредоточен на иных, чем генитальные, формах удовлетворения, на оральном (связанным, в основном, с питанием) и анально-уретральном.
Принцип удовольствия-неудовольствия
Основополагающий принцип в психоанализе. Принцип основывается на идее, что целью любой психической активности является поиск удовольствия и избегание неудовольствия (первая, экономическая модель психики по Фрейду). Эта идея основывается на том, что в психике имеется определенное количество энергии, и что возрастание уровня энергии или напряжения, создаваемое влечениями, вызывает неудовольствие, а устранение напряжения - удовольствие. Избыток энергии, ощущаемый как неудовольствие, и побуждает индивида к действиям, что по своей сути и есть жизнь. С другой стороны, понижение этого избытка энергии, воспринимается как удовольствие.
Проекция
Возможно вы сталкивались с таким детским поведением, когда ребенок на любое обвинение в свой адрес говорит: "Это ты" или "Ты сама такая". Это и есть проекция в своем раннем проявлении, когда она действует в качестве защиты против агрессии со стороны родителей. Классическим примером проекции является случай описанный Фрейдом, когда к нему обратилась женщина с ревностью в адрес мужа, который ей, вроде как, изменял. Психиатрическое исследование показало, что женщина страдала бредом ревности. А психоаналитическое исследование показало, что причина бреда ревности заключалась в сильных сексуальных чувствах, которые испытывала эта женщина к своему зятю. Но ее высокие моральные принципы не позволяли даже думать об этом (она и не думала, ведь конфликт был бессознательным), поэтому выходом из этого конфликта явилась психологическая защита проекция. Мужу были бессознательно приписаны стремления к прелюбодеянию, что спасало женщину от укоров ее совести (раз муж такой плохой, то она не столь плоха). У древних евреев был обычай, когда они отпускали в пустыню козла, "нагруженного" их пороками, козел погибал в пустыне от жажды и голода, а они освобождались от своих пороков. Такой козел назывался козлом отпущения.
Психогенная (реактивная) депрессия
Депрессия, вызванная стрессом. Состояние, когда человек не может получать никакие или почти никакие удовольствия вследствие психологической травмы. Психогенная депрессия является результатом воздействия травмирующей ситуации на человека (психогении). Самым распространенным видом психогении является фрустрация - аффективное состояние (сильное душевное переживание), являющееся реакцией на непреодолимое препятствие на пути к удовлетворению (поэтому психогенные депрессии еще называют реактивными депрессиями). Самые сильные психогенные депрессии возникают как результат фрустрации на блокирование актуализации потребностей среднего уровня (см. пирамиду потребностей Маслоу).
Психологическая защита
Всякий раз при появлении в связи с инстинктивным импульсом тревоги, депрессивного аффекта, или того и другого вместе, психика реагирует таким образом, чтобы сократить или уменьшить неудовольствие. Любая такая реакция, каждая попытка сократить или уменьшить неудовольствие называется психологической защитой.
Психотерапия
Сегодня под этим понятием объединяют всю многообразную гамму способов лечения с помощью слова (и без лекарств - именно без лекарств): только словом (психоанализ, групповой анализ, семейная терапия, бихевиоральная терапия, клиентцентрированная терапия Роджерса, аналитическая терапия Юнга, трансактный анализ Берна, экзистенциальный анализ, НЛП и т.д.), словом и действием (детский психоанализ, психодрама, гештальт-терапия, телесноориентированная терапия, танцевальная терапия, арттерапия), словом и звуками (музыкальная терапия), словом и запахами (аромотерапия) и т.д. Однако, лекарства иногда назначаются в процессе психотерапии в качестве поддержки (как психотропные, так и обычные), но лучше, если это делает другой специалист (для соблюдения чистоты метода, несмотря на то, что психотерапевт может быть врачом и иметь право назначать лекарства).
Реактивное образование
Выражаясь научным языком, так, как определяет реактивное образование Ж. Бержере, - это противозагрузка в виде разрешенного распределения энергии влечения, изъятой из запретных репрезентаций. А пример можно привести простой, из случая достаточно стандартного развития Эдипова комплекса: Мальчик любит маму, но строгий папа бессознательно ревнует маму к своему сыну (совсем не редкий случай). Папа выражает свою ревность в излишней строгости к мальчику. Мальчик на это очень злится, но боится папу. Что ему с этим делать? Свою злость на папу мальчик отыгрывает, отрывая крылышки мухам и препарируя гусениц (включается в действие отдельная психологическая защита смещение). За этими садистскими действиями скрывается бессознательная фантазия о том, как он расправляется с папой (запретная репрезентация). Это вызывает внутренний конфликт - ведь он любит папу. И внешний конфликт - такое поведение сына не нравится маме, которую он тоже очень любит. В результате, в школе этот мальчик вступает в кружок юннатов, а потом становится вегетарианцем и членом общества по защите животных, переведя свою агрессию в адрес фабрик по забою скота и фирм-производителей меховых изделий (противозагрузка в виде разрешенного распределения энергии влечения).
Регрессия
Развиваясь, ребенок переходит с одной ступеньки своего развития на другую. Регрессией называется обратный шаг-другой на предыдущие ступеньки. Например, когда человек в экстремальной ситуации начинает вести себя как ребенок - можно говорить, что он регрессировал. (Не путайте регрессию с регрессом, который происходит при возрастных изменениях в мозге и именуется инволюционным психозом, когда старый человек "впадает в детство"; в отличие от регресса, регрессия - процесс обратимый и не связан с мозговыми изменениями).
Сеттинг
Условия проведения психоанализа 5 раз в неделю по 50 минут на кушетке - таковы требования классического психоанализа (Фрейд работал сначала с пациентами 6 раз в неделю). Современный психоанализ не предъявляет столь жестких требований к сеттингу - сегодня достаточным считается проведение 3-х сессий (посещений) в неделю по 50 минут (однако, чем выше частота, тем выше эффективность). Допускается также проводить 2 сессии в неделю не на кушетке, а в кресле (лицом-к-лицу). Посещение реже 3-х раз в неделю формально считается не психоанализом, а психоаналитической психотерапией. Допустимо посещение и реже 2-х раз в неделю, однако встречи реже 1-го раза в неделю сильно снижают эффективность психоаналитического взаимодействия. Если у пациента нет возможности посещать психоаналитика часто - возможно увеличение продолжительности встреч до нескольких часов. Выбор конкретного сеттинга зависит от возможностей пациента и показаний.
Смещение аффекта
Классический пример смещения аффекта изобразил карикатурист Херлуф Бидструп: генеральный директор отчитал директора, директор отчитал своего заместителя, заместитель – секретаршу, и так далее все отыграли свое испорченное настроение на другом, на ком смогли (сместили аффект). К сожаления (или к счастью) такое отыгрывание аффекта не всегда возвращается назад бумерангом, как изображено на картинке.
Соматизация аффекта
Это тоже весьма распространенная форма утилизации аффекта, но, в отличие от смещения, соматизация не имеет форм, полезных для здоровья. Соматизация аффекта происходит при подавлении аффекта ниже психического уровня, на уровень тела – это приводит к, так называемым, психосоматическим заболеваниям, которые стали притчами воязыцех у врачей, но с которыми врачи не знают что делать.
Сомнамбулизм
(лат. somnus сон + ambulare гулять) — в частном случае, при гипнозе, состояние гипнотического транса, когда человек проявляет внешние признаки бодрствования и может передвигаться, состояние сходное с лунатизмом.
Сопротивление психоанализу
Сопротивление сыграло центральную роль в развитии психоаналитической техники и теории. Первоначально Фрейд рассматривал сопротивление как простое противостояние авторитету психоаналитика. Когда же Фрейд понял, что сопротивление является автоматически (бессознательно) возникающей защитой против выявления забытых (вытесненных) событий, и связанных с ними переживаний, которые и выражаются в симптомах – он придал особое значение распознаванию и интерпретации сопротивлений, как основной направленности психоаналитической техники. С этого времени анализ сопротивлений в сочетании с анализом переноса стал главным в психоаналитической психотерапии.
Супер-Эго (Super-Ego, Сверх-Я, superego, суперэго, Ueber-ich)
Понятие, используемое в психоанализе для обозначения одной из инстанций структуры психики (Эго, Супер-Эго и Ид). В метафорическом значении Супер-Эго выступает в качестве совести, внутреннего голоса или судьи (в ранних работах Фрейда, прежде всего "Толкование сновидений", эта инстанция психики называется цензором, именно цензор является инициатором вытеснения).
Учебный психоанализ
Бреннер упускает из виду, что изучение, так называемых, нормальных психических феноменов возможно в процессе тренинг-анализа кандидатов в психоаналитики. Дело в том, что любой кандидат в психоаналитики, перед тем как приступить к собственной практике, проходит многолетний личный анализ, который называется учебным. Конечно Бреннер неспроста забыл об этом. Ведь понятие нормы весьма относительно. Как бы не хотелось кандидатам в психоаналитики считать их психоанализ учебным - он всегда является, прежде всего, лечебным. Доктор, излечись сначала сам! А как же иначе? Да и сможет ли помочь больному доктор, здоровый от рождения?.. Поймет ли? Увидит? Сможет?
Фрустрация
Аффективное состояние (сильное душевное переживание), являющееся реакцией на непреодолимое препятствие на пути к удовлетворению.
Эго (Ego, Я, ich)
Единственная часть психики человека, имеющая сознательную составляющую. В современном употреблении термин Эго принято соотносить с более поздним фрейдовским определением Эго как одной из трех составных частей психики (Эго, Супер-Эго и Ид). В более ранних работах Фрейда понятие Эго ближе к тому, что сегодня называют Самостью. В ранних работах Фрейда в русском переводе в данном смысле принято использовать термин Я.
Эдипов комплекс
Желание видеть в одном из родителей мужа или жену и избавиться от другого как от соперника. Эдипов комплекс имеет свои явные проявления в возрасте от 2-х с половиной до 5-7 лет (пока его не вытесняет интерес к учебе). Такое определение эдипова комплекса часто вызывает возмущение родителей, предпочитающих видеть в своих детях кастрированных ангелочков, для чего им приходится периодически затыкать своим детям рот. Такое морализаторское воздействие на своего ребенка, по сути, есть ни что иное, как символическая кастрация.
Эндорфины (гормон счастья)
(бета-эндорфин, энкефалин, динорфин и др.) - медиаторы нервной системы, содержащиеся в головном мозге, химическое строение которых очень схоже с морфином. Название эндорфин происходит от слова эндогенный (внутренний, вырабатываемый самим организмом) и морфин (опиат, содержащийся в опийном маке). Все удовольствия, получаемые нами, сводятся в конце концов к выработке в организме эндорфинов, которые "обеспечивают" нам ощущение удовольствия.

Вопросы к психоаналитику

В чем pазличие междy психоанализом и дpyгими видами теpапии?
В чем заключается терапия?
Имеет ли значение пол психоаналитика?
Какие школы психоанализа существуют сейчас и в чем их отличие?
Какое значение придается анализу сексуальности в психоанализе?
При каких проблемах может помочь психоанализ ?
Сколько времени длится личный анализ?
Сколько раз в неделю нужно посещать психоаналитика? Сколько длится одна сессия?
Устарел ли психоанализ как метод лечения?
Чем отличается современный психоанализ от того, каким он был во времена Фрейда?
Чем психоанализ отличается от психоаналитически ориентированной терапии?

(067) 321-24-66

info@ron.com.ua

Олег Николаевич

практикующий психоаналитик

член Украинской Ассоциации Психоанализа (УАП-ЕКПП)

© 2014 - 2015, Психологическая помощь в Киеве.

Рейтинг@Mail.ru Украина онлайн МЕТА - Украина. Рейтинг сайтов

Закрыть

В чем pазличие междy психоанализом и дpyгими видами теpапии?

  • Основной инструмент психоаналитика — речь клиента. Психоаналитик не выписывает лекарств, это — прерогатива врача.
  • Психоаналитик не дает советов , не учит , не воспитывает. Он помогает понять в чем внутренний конфликт пациента, из которого вытекают проблемы , мешающие жить и строить гармоничные партнерские отношения.
Чем психоанализ отличается от психоаналитически ориентированной терапии? В чем заключается терапия?
Закрыть

В чем заключается терапия?

Психоанализ – не директивная терапия. Психоаналитик внимательно слушает пациента, давая ему возможность высказаться. Использует свои знания, интеллект и чувства, получая информацию о том, что беспокоит клиента. Аналитик должен понять возникающее в пpоцессе анализа сообщение и затем переработать замеченное в интерпретацию, полезнyю для пациента. Чтобы сделать это, теpапевт слушает, иногда задает проясняющие вопpосы, сопоставляет искажения, и использyет дpyгие техники, помогающие пациентy желать, мыслить и пеpеживать. Аналитик не дает советы, не учит, не воспитывает!

В психоанализе используется метод «свободных ассоциаций». В чем он заключается? Пациент говорит о том, что приходит в голову, без критики к своим мыслям, рассуждениям и высказываниям. Темы могут быть любыми — история жизни и взаимоотношений, прошлое, настоящее, планы на будущее, сновидения, сексуальные фантазии, мечты, разговор о своих чувствах и ощущениях. Разворачивается история жизни клиента и появляется возможность исследовать причины бессознательных конфликтов и желаний.

Многим трудно принять и осознать, что жизнь в большой степени определяется бессознательными мотивами. Однако, исследования показывают, что выбор, который мы делаем в жизни, будь то спутник жизни, дpyзья, каpьеpа, жизненный путь, болезни и т.д. основывается на бессознательных побyждениях. Не понимая до конца собственных бессознательных побyждений, люди разрушают себя и свое здоровье психосоматическими заболеваниями.

Психоаналитик позволяет пациентy выявить эти бессознательные пpоцессы чеpез анализ речи, сновидений, и свободные ассоциации. Анализ сновидений очень важен в терапии. Благодаря ему можно понять бессознательные конфликты и желания человека.

В чем pазличие междy психоанализом и дpyгими видами теpапии? Имеет ли значение пол психоаналитика?
Закрыть

Имеет ли значение пол психоаналитика?

Данный вопрос является, бесспорно, более субъективным, чем многие другие при выборе психотерапевта. И профессионализм должен быть принят во внимание в первую очередь. Тем не менее, для решения большого круга психологических проблем этот фактор представляется немаловажным.

Что касается психоанализа, то одним из главных инструментов психоаналитического процесса является перенос. Если говорить просто, перенос – это всегда повторение и повторное разыгрывание каких-то устойчивых схем и привычных ролей из прошлого по отношению к значимым фигурам детства в обстановке психотерапевтического кабинета. Поэтому на первый план выходит личная история пациента и проследить "средние" фантазии конкретного человека по отношению к полу аналитика сложно. Аналитик не является отцом, матерью, соперником, соперницей для пациента, а лишь воспринимается соответствующим образом (в переносе), да и то далеко не всегда. Независимо от своего пола аналитик-мужчина и аналитик-женщина могут выполнять для пациента как «материнские», так и «отцовские» функции.

Но. Практические данные в большинстве случаев говорят о том, что позитивный перенос, а, следовательно, и более благоприятные условия для эффективной работы, возникает в паре аналитик-мужчина - пациент-женщина, и, соответственно, наоборот. В целом, в однополых парах аналитик-пациент агрессии и возможности формирования негативного переноса куда больше. В разнополых парах динамика анализа обычно, намного выше, хотя, если говорить о длительном классическом психоанализе, глубина проработки проблем может от этого страдать.

Большинство людей интуитивно чувствует, с кем им лучше работать и за пациентом всегда остается право выбрать такого аналитика (аналитика того пола), с кем ему будет более комфортно.

В чем заключается терапия? Какие школы психоанализа существуют сейчас и в чем их отличие?
Закрыть

Какие школы психоанализа существуют сейчас и в чем их отличие?

Фрейд заложил основы, далее психоанализ динамично развивался в рамках разных школ и подходов. Появились аналитическая психология К. Юнга, индивидуальная психология А.Адлеpа, неофрейдисты, эго-психологи ,школа объектных отношений, лакановский психоанализ. Каждая школа психоанализа подpобно сосpедотачивается на pазличных техниках терапии или особенностях структуры личности.

Имеет ли значение пол психоаналитика? Какое значение придается анализу сексуальности в психоанализе?
Закрыть

Какое значение придается анализу сексуальности в психоанализе?

Исторически сложилось мнение о «пансексуализме» теории Фрейда. Действительно, первые пациенты Фрейда в условиях ханжеской морали буржуазного общества того времени , испытывали пpоблемы действительно на сексyальной почве. Однако, совpеменные психологи и психоаналитики считают, что анализ агрессивных, враждебных побуждений, зависти, разного рода зависимостей являются не менее важным для проработки внутренних конфликтов.

Какие школы психоанализа существуют сейчас и в чем их отличие? При каких проблемах может помочь психоанализ ?
Закрыть

При каких проблемах может помочь психоанализ ?

  • депрессии, эмоциональные расстройства;
  • беспокойство, страхи и тревога без видимых причин;
  • посттравматический синдром;
  • ощущение собственной ничтожности, неполноценности, никчемности, ненужности;
  • отсyтствие целей, смысла жизни, будущего;
  • последствия хронического стресса;
  • гиперответственность, мешающая жить полноценной жизнью;
  • невозможность поставить для себя реальные жизненные цели и взять ответственность за их достижение;
  • неyдовлетвоpительные отношения с родными и близкими;
  • неспособность к yстановлению и поддеpжанию партнерских отношений;
  • чpезмеpно pегламентиpованная жизнь, в котоpой доминиpyют pитyалы и навязчивости.

Если у вас есть одна из этих проблем и она вам ощутимо мешает радоваться жизни, вы можете обратиться за помощью к специалисту-психоаналитику в Киеве.

Какое значение придается анализу сексуальности в психоанализе? Сколько времени длится личный анализ?
Закрыть

Сколько времени длится личный анализ?

Нет конкретных сроков терапии - все зависит от того, как работает клиент с психоаналитиком. Кому то требуется полгода, кому-то несколько лет. Тpебyется определенное время, чтобы пациент развил такие черты характера, которые помогут ему изменить отношения с окружающими на более гармоничные и выработать способность устойчиво противостоять тому, что раньше мешало ему жить и развиваться.

При каких проблемах может помочь психоанализ ? Сколько раз в неделю нужно посещать психоаналитика? Сколько длится одна сессия?
Закрыть

Сколько раз в неделю нужно посещать психоаналитика? Сколько длится одна сессия?

Условия проведения психоанализа 5 раз в неделю по 50 минут на кушетке - таковы требования классического психоанализа (Фрейд работал сначала с пациентами 6 раз в неделю). Современный психоанализ не предъявляет столь жестких требований к сеттингу - сегодня достаточным считается проведение 3-х сессий (посещений) в неделю по 50 минут (однако, чем выше частота, тем выше эффективность). Допускается также проводить 2 сессии в неделю не на кушетке, а в кресле (лицом-к-лицу). Посещение реже 3-х раз в неделю формально считается не психоанализом, а психоаналитической психотерапией. Допустимо посещение и реже 2-х раз в неделю, однако встречи реже 1-го раза в неделю сильно снижают эффективность психоаналитического взаимодействия. Если у пациента нет возможности посещать психоаналитика часто - возможно увеличение продолжительности встреч до нескольких часов. Выбор конкретного сеттинга зависит от возможностей пациента и показаний.

Сколько времени длится личный анализ? Устарел ли психоанализ как метод лечения?
Закрыть

Устарел ли психоанализ как метод лечения?

Нет, психоанализ динамично развивался и продолжат развиваться сейчас. Появляются новые области применения в терапии и не только в ней. Новые открытия в психоанализе расширили его возможности помочь пациентам с разными проблемами.

Сколько раз в неделю нужно посещать психоаналитика? Сколько длится одна сессия? Чем отличается современный психоанализ от того, каким он был во времена Фрейда?
Закрыть

Чем отличается современный психоанализ от того, каким он был во времена Фрейда?

Классический психоанализ Фpейда уделял большое внимание Эдипову комплексу (то, что переживают дети в возрасте 3-5 лет ) и его проблемам во взрослой жизни, разнообразным формам неврозов, теории влечений, структурным моделям психического аппарата. Применялся к лечению больных неврозами, клиент должен был посещать аналитика 4-5 раз в неделю.

После Фpейда были разработаны проблемы доэдипальных отношений, проблемы агрессивных и деструктивных влечений, депрессивные и нарциссические расстройства, анализ больных с психотическими структурами личности, групповой анализ. В наше время мало кто себе может позволить посещать психологов так часто, как во времена Фрейда. Появилось большое количество новых техник, позволяющих гибко корректировать терапию. Все меняется в наше время, в том числе и психоанализ.

Устарел ли психоанализ как метод лечения? Чем психоанализ отличается от психоаналитически ориентированной терапии?
Закрыть

Чем психоанализ отличается от психоаналитически ориентированной терапии?

Классический психоанализ предполагает большую частоту - 3-5 раз в неделю, а также использование кушетки. Психоаналитически ориентированная терапия предполагает меньшую частоту встреч, может проводиться без использования кушетки, бывает краткосрочной и фокусной (т.е. ориентированной на конкретную проблему).

Чем отличается современный психоанализ от того, каким он был во времена Фрейда? В чем pазличие междy психоанализом и дpyгими видами теpапии?